Ну вот, собственно, что получилось. Сильно не вычитывал, так что если будут ошибки, не придирайтесь...
Система Кайзера хорошо известна в Голландии и Бельгии, но по-прежнему малоизвестна в остальном мире. Хотя, жаль, поскольку это прекрасная модель для проведения соревнований, особенно клубных.
Система была разработана в конце 50-х годов председателем шахматного клуба Hengelo (Голландия). Его звали Кайзер, что по-голландски означает «Император», таким образом, система была названа в его честь. Он заметил, что при проведении соревнований в клубе случаются достаточно раздражающие моменты, когда регулрно посещающие клуб игроки не могут играть партии по причине того, что их оппоненты не приходят в клуб. Круговая система страдает от этого в первую очередь. В ней есть определенное фиксированное кол-во туров, каждый должен сыграть с каждым. Если чей-то оппонент не пришел, его соперник не играет тур. Если не пришли несколько человек, то несколько человек могут вынужденно пропустить игру. Таким образом разыгрываются блиц-партии или применяются другие варианты. Друга известная проблема «круговиков» - это наличие «неинтересных» партий, когда играют, скажем, игроки с рейтингами 1900 и 1400, где результат предсказуем.
Швейцарская система решает некоторые из указанных проблем, но не все. Например, вы не можете сыграть с одним и тем же соперником дважды. Более того, «швейцарка» достаточно сложна при расчете жеребьевки, а также имеет некоторые недостатки при подсчете очков. Очки очень привязаны к «уровням». Например, кто-то может проиграть в нескольких турах, а затем вернуться наверх таблицы, набрав очки в играх со слабыми соперниками, и в итоге, такой игрок может занять неплохое место. Особенно это заметно, если количество туров велико (больше 10). И это очень большой недостаток «швейцарки».
Таким образом. Кайзер был разработан для устранения всех вышеупомянутых недостатков
Основные идеи системы Кайзера следующие:
• Любой игрок не обязательно сыграет в ходе турнира с каким-либо другим конкретным игроком. Например, по причине того, что количество игроков намного превышает количество туров. Или например, потому, что игра между этими игроками будет «неинтересной» (будет отдано предпочтение более «интересной» партии).
• Никто не останется без пары в любом туре. Исключение – если кол-во присутствующих игроков нечетное.
• Выигрыш у сильного соперника оценивается выше, чем победа над более слабым.
• Между двумя конкретными игроками в одном турнире может быть сыграно больше одной партии.
• Каждая игра будет проводиться между двумя примерно равными по силам противниками.
Каждый игрок в системе Кайзера получает свой ранг. Высочайший ранг присваивается сильнейшему игроку клуба; второй ранг – второму по силе игроку, и т.д. Обычно ранг сильнейшего игрока клуба в три раза больше ранга слабейшего. Каждый последующий игрок имеет значение ранга ниже, чем у предыдущего. Например, если в соревновании участвуют 35 игроков, то для сильнейшего игрока идеальным значением ранга будет 50. Слабейший игрок будет иметь значение ранга 16.
Игрок, победивший противника с более высоким рангом получает количество очков, равное значению ранга противника. Игрок, сыгравший вничью, получает половину очков от значения ранга противника. Проигравший получает 0 очков.
Жеребьевка в системе Кайзера очень простая. Сильнейший игрок играет со вторым по силе игроком, третий – с четвертым и т.д. Однако, в некоторых клубах предпочитают делать исключения. Например, если игроки сыграли в каком-то туре, то следующую игру они могут провести не ранее, чем через Х туров. Также рекомендуется делать исключение для того, чтобы игроки не играли одним цветом фигур более чем в двух играх подряд; или чтобы баланс партий, сыгранных одним игроком белыми и черными не превышал +2 или -2. Хотя, данные исключения не входят в оригинальный вариант системы Кайзера, многие клубы предпочитают их использовать.
Распределение очередности игры разными цветами фигур одним игроком сделано таким образом, чтобы баланс стремился к 0 значению. Если у двух игроков одинаковый баланс игр белыми и черными , то игрок, показавший лучшие результаты при игре определенным цветом, будет играть другим цветом. Если и эти показатели равны, то проверяется история предыдущих игр. Смена цвета происходит в соответствии с установленной очередностью – цвет меняется на противоположный по сравнению с предыдущим туром. Если и тут все совпадает, то могут применяться различные варианты: правило смены цвета не закреплено жестко в системе Кайзера.
Отсутствие игрока не всегда оценивается нулем очков в Кайзере. Если за отсутствие присуждать 0, то игрок с высоким рейтингом (рангом) потеряем много позиций в ранге и в следующем туре встретится со слабым соперником. Это не хорошо для обоих игроков. Поэтому за пропуск игры присуждается 1/3 количество очков от собственного ранга игрока, пропустившего тур. Иногда игрок пропускает игры по уважительной причине, например, играет в составе команды своего клуба в каком-либо внешнем турнире с другим клубом. В таком случае 1/3 количества очков от собственного ранга будет слабым утешением. В таких случаях за пропуск присуждается 2/3 кол-ва очков от ранга. (Дальше какая-то хрень, которую перевел я правильно, но как это реализовано в программе – непонятно) Иногда учитываются результаты выступления игроков клуба во внешних клубных турнирах, в таком случае оппоненты получают виртуальные очки к своему рангу, а результат игроков за клуб умножается на эти виртуальные баллы, в зависимости от кол-ва побед, ничей и поражений. Обычно виртуальное значение ранга на первых досках всегда выше, чем подобные значения на последних.
Ранг игроков пересчитывается после каждого тура. Причем количество набранных очков также пересчитывается с учетом текущих результатов, показываемых игроками. Предположим, Джон выиграл у Джима в первом туре. У Джима был ранг 50, таким образом, Джон получил 50 очков. Но в следующих раундах Джим сыграл очень плохо и потерял много очков в своем ранге. Значение его ранга упало до 40. Таким образом Джону начисляется за победу в первом туре уже не 50, а 40 очков. Смысл данной системы в том, что сила Джима была переоценена перед началом турнира, и достижение Джона не выглядит таким впечатляющим, каким оно выглядело раньше. Поэтому количество очков, набранных Джоном корректируется по окончании тура. Если Джим начнет играть сильнее, и после нескольких туров поднимет свой ранг до 45, то и количество очков, набранных Джоном, тоже будет скорректировано до значения 45; и т.п.
Для расчета очков ранга складываются все очки, набранные во всех турах. В добавление к ним, каждый игрок получает разовый «бонус» равный значению своего ранга. После этого игрок с максимальным значением ранга занимает первое место в списке.
Ниже – пример работы системы Кайзера. Начальное положение игроков:
1. Johnson 50
2. Petersen 49
3. Baker 48
4. Butcher 47
5. Carter 46
6. Harrison 45
7. Smith 44
8. Higgins 43
9. White 42
10. Brown 41
Результаты первого тура:
Johnson Petersen 1-0
Baker Butcher ½-½
Carter Harrison 0-1
Smith Higgins ½-½
White Brown 0-1
Положение игроков после первого тура:
1. Johnson 50+49=99
2. Harrison 45+46=91
3. Brown 41+42=83
4. Baker 48+23½=71½
5. Butcher 47+24=71
6. Smith 44+21½=65½
7. Higgins 43+22=65
8. Petersen 49+0=49
9. Carter 46+0=46
10. White 42+0=42
Жеребьевка (и результаты) второго тура:
Harrison Johnson 1-0
Brown Baker 1-0
Butcher Smith ½-½
Higgins Petersen 0-1
Carter White ½-½
Теперь для определения текущих мест игроков в таблице учитываются значения их рангов по результатам первого тура. Таким образом у Petersen уже не 49, а 43 очка, что соответствует 8-му месту в таблице. Это означает, что Johnson, победивший в первом туре получит не 49 , а только 43.
1. Harrison 49+42+50=141
2. Brown 48+41+47=136
3. Johnson 50+43+0=93
4. Butcher 46+23½+22½=92
5. Smith 45+22+23=90
6. Petersen 43+0+44=87
7. Baker 47+23+0=70
8. Higgins 44+22½+0=66½
9. Carter 42+0+20½=62½
10. White 41+0+21=62
Для определения положения игрока для жеребьевки в следующем раунде, максимальный ранг 50 будет у Harrison, ранг White будет 41. И т.д.
Отредактировано Tsvetkov (01.08.2011 11:45:45)